НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

кафедры «Организация работы с молодежью»

 

  1. Организация научно-исследовательской работы, основные научные направления

Порядок организации и проведения научной работы ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.03/040700.62 «Организация работы с молодежью» (бакалавр) регламентируется федеральными законами «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 119-ФЗ, Положением о научно-исследовательской работе в вузе, утверждённым Приказом МЗ РФ № 617 от 19.12.2003, Уставом ЧГИФКиСПоложением о научно-методическом совете в ЧГИФКиС,  Положением о научно-исследовательской деятельности в ЧГИФКиС, перспективным и годовым планами научной работы кафедры.

Годовые и заключительные отчёты по результатам научно-исследовательской работы анализируются, ежегодно докладываются на заседаниях ученого совета института. Рассматривается и утверждается план работы на следующий год, темы диссертационных работ аспирантов, предложения по совершенствованию организации и проведению НИР. Вопросы планирования и выполнения НИР отражены в планах работы кафедры на учебный год, индивидуальных планах работы преподавателей на учебный год.

Научно-исследовательская работа на кафедре проводилась в виде сбора и систематизации научной информации по проблемам непрерывного профессионального физкультурного образования   формального и неформального образования как основополагающего инструмента формирования высококачественного потенциала молодежи (2010-2014).

В соответствии с Положением о научной школе ЧГИФКиС с 2015 года открыта научная школа под руководством доктора социологических наук, кандидата психологических наук Ульяны Алексеевны Винокуровой. Тема НИОКР «Экодуховное воспитание детей и молодежи в системе непрерывного физкультурного образования»

 

 

 

 

 

  1. Состав и темы НИР основных исполнителей

 

  1. :

Максимов И.Е., к.т.н.,

Экодуховные основы формирования интеллектуально-профессиональной личности

  1.  

Винокурова У.А.,д.соц.н.

Экософия  в физкультурном образовании

  1.  

Борисова У.С., д.соц.

Этнорегиональные аспекты развития системы высшего образования в Республиках Российской Федерации (на примере Сибирского и Дальневосточного федеральных округов

  1.  

Григорьева Н.А., к.п.н.

Этноэтикет как фактор воспитания личности

  1.  

Охлопков В.Е., д.соц.н.

Экодуховное восхождение личности как перспективное направление развития системы образования, духовно-культурного воспитания молодежи и интеллектуально-профессиональной подготовки кадров РС(Я):

институциональные аспекты подготовки кадров

  1.  

Местникова А.Е., к.соц.н.

Социальные аспекты формирования интеллектуально-профессионального потенциала молодежи в контексте экодуховного восхождения личности

  1.  

Алексеева Г.Г

Система непрерывного профессионального образования в контексте экодуховного восхождения личности (на примере РС(Я))

  1.  

Попова Л.Н., к.ф.н.

Государственная политика как фактор духовно-культурного воспитания молодой семьи (на примере Республики Саха (Якутия)

  1.  

Иванова А.Н., к.ю.н.

 

Роль духовно-нравственных ценностей в личностно-профессиональном развитии будущего учителя

  1.  

Жегусов Ю.И., к.соц.н..

 

Система индикаторов эко-духовной сферы: индексы счастья и неблагополучия молодежи.

 

В настоящее время ведется сбор документации для государственной регистрации темы НИОКР «Экодуховное воспитание детей и молодежи в системе непрерывного физкультурного образования» в ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» ЦИТиС (декабрь 2015 г.).

Научный коллектив школы совместно с сотрудниками института и ведущими учеными и специалистами научно-исследовательских и образовательных учреждений ведет работу над разработкой Концепции экодуховного усовершенствования системы образования и воспитания молодежи.

  1. Научно-практические конференции, круглые столы и семинары, проведенные кафедрой ОРсМ

2015 г. - Международный круглый стол «Научно-дидактическое значение Олонхо в экодуховном восхождении личности», созванный для экспертной оценки и поддержки проекта создания первого в России-Якутии эколого-культурного центра довузовской активации природно-этноментальных задатков молодежи. В результате работы Круглого стола были приняты рекомендации, согласно которым было одобрено открытие научной школы и запланирована совместная работа для разработки Концепции экодуховного усовершенствования системы образования и воспитания молодежи.

2010 г. - Республиканская научно-творческая конференция “Художественный образ Великой Отечественной войны”, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (соорганизация совместно ФГОУ ВПО «Арктический государственный институт искусств и культуры», Высшей школой музыки, Якутским  музыкальным колледжем им. М.Н. Жиркова, Якутским колледжем культуры и искусства, Якутским художественным училищем им. П.П. Романова,  Якутским хореографическим училищем им. А.В. Посельской)

2015 г. - Международный workshop «Аргуновские чтения», приуроченный к 70-летию Победы СССР  в Великой Отечественной войне (соорганизация совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, кафедрой антропологии Университетов г. Абердин (Великобритания), Арктическим государственным институтом культуры и искусств, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Таттинским улусом Республики Саха (Якутия).

           Ежегодный форум молодежи Чурапчинского улуса (соорганизация совместно с отделом молодежи Чурапчинского района, с филиалом ГПУ «Центра социально-психологической помощи молодежи РС(Я)» МО «Чурапчинский район»)

За отчетный период сотрудники кафедры приняли участие в работе более 170 международных, всероссийских, региональных, республиканских научно-практических конференций и семинаров.

  1. Количество и наименование изданной научной литературы

За пять лет (2010-2015) сотрудники кафедры опубликовали 202 научных и учебно-методических работы, из них 13 авторских и коллективных монографий:

 

 

 

Сведения о научных монографиях

Год издания

Автор(ы)*

Название

Объем, п.л.

Издательство

 

1

2

3

4

5

6

 

1.        

2010

Борисова У.С., Охлопков В.Е.

и др.

Инновационное развитие северных территорий России: коллективная монография

387 с

 Якутск: Изд.- полиграф. комплекс СВФУ, 2010

 

2.        

2011

Винокурова У.А.

Циркумполярная цивилизация: идеи и проекты [на рус. и англ.яз.]

312 с.

Якутск : АГИИК, 2011.

 

3.        

2012

Винокурова У.А.

О.В. Бердова

и др.

Концепции стратегического развития системы

Кн. 2.

(Коллективный способ обучения – технология, формирующая этническую безопасность) (монография)

256 с.

Красноярск : Науч.-инновац. центр, 2012.

 

4.        

2012

Винокурова У.А.

Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С.

Современные инновационные технологии в школьном образовании.

Кн. 2: монография

104 с.

Красноярск : Науч.-инновац. центр, 2012.

 

5.       9

2013

Борисова У.С., Попова Л.Н., Ефимов В.С.

Экономическая наука в различных культурных контекстах: коллективная монография

180 с.

Карлов университет в Праге, Факультет общественных наук, 2013

 

6.        

2013

Винокурова У.А.

Игнатьева С.С.

и др.

Культурная модернизация Республики Саха (Якутия): приоритеты культурной политики.

Коллективная монография

 

Якутск: АГИИК, 2013

 

7.        

2013

Жегусов Ю.И.

Игнатьева В.Б.,

Винокурова Д.М.

 и др.

Олонхо и общество: тезаурус современных этнокультурных представлений о героическом эпосе народа саха. – коллективная монография

266 с.

Якутск, 2013.

 

 

8.        

2013

Zhegusov Y.I. and others.

Environmental  consciousness of local people of Yakutia under global climate change // Causes, Impacts and Solutions to Global Warming.

p. 251-260.

New York, SPRINGER, 2013.

 

9.        

2014

Борисова У.С.

и др.

Будущее Республики Саха (Якутия). Книга 1. Социально-культурное воспроизводство народа саха. Политика сохранения и развития коренных народов: научная монография /Рук. автор. колл. и науч. ред. В.С.Ефимов, Е.И. Михайлова.

366 с.

Якутск: Изд.дом СВФУ, 2014.

 

10.     

2014

Винокурова У.А.

Борисова У.С.

Местникова А.Е.

и др.

Культура Арктики: коллективная монография / [под общ. ред. д-ра соц.н У.А. Винокуровой].

344 с.

Якутск: Изд.дом СВФУ, 2014.

 

11.     

2014

Местникова А.Е. Алексеева Л.Р., Санникова И.И.

и др.

Формирование и развитие языковой личности в полиэтнической среде: коллективная монография

120 с.

Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

 

12.     

2014

Винокурова У.А.

и др.

Заповедные этнокультурные ландшафты Арктики и Евразии : [сборник научных трудов] / [сост. и науч. ред.: д.социол.н. У. А. Винокурова]. –– (Культура Арктики ; Вып. 2)..

216 с.

Якутск : АГИИК, 2014.

 

13.     

2014

Борисова У.С.

и др.

Республика Саха (Якутия) - 2050. Форсайт - исследование Рук. автор. колл. и науч. ред. Е.И. Михайлова и В.С.Ефимов

180с.

Якутск: Изд. дом СВФУ. - 2014.

 

 

Научные статьи НПР кафедры в реферируемых (рецензируемых) российских и зарубежных изданиях (2010-2015 гг.) – 33, в том числе в Scopus – 1, в ВАК – 31

Сведения о научных статьях, изданных за последние 5 лет

в реферируемых (рецензируемых) российских и зарубежных изданиях (2010-2015 гг.)

Год

Автор(ы)

Название работы

Выходные данные

БД  Scopus, Web of Science, ВАК

1

2

3

4

5

6

1.                    

2011

Борисова У.С., Петров А.Н.

Результаты сравнительного исследования ценностных ориентаций молодежи

Социология образования, 2011, №11, С.80-91

ВАК, РИНЦ

2.                    

2011

Борисова У.С., Борисов К.А., Сосина И.А.

Инструменты социального развития гражданского общества в Якутии

Государственная служба. 2011. №6 (74), С.16-20.

ВАК, РИНЦ

3.                    

2011

Борисова У.С., Борисов К.А.

К проблеме совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих (на примере РС(Я)

Власть и управление на Востоке России №3 (56). Хабаровск: ГОУ ВПО ДВАГС, 2011. С. 114-120

ВАК, РИНЦ

4.                    

2011

Борисов К., Борисова У., Сосина И.

Местное самоуправление как инструмент социального развития гражданского общества (на материалах Республики Саха (Якутия)

Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 10. С. 37-45.

ВАК, РИНЦ

5.                    

2012

Борисова У.С.

Особенности этнокультурной идентификации студентов саха

Социальные и гуманитарные исследования на Дальнем Востоке. 2012.№1 (33). С. 101-108.

ВАК

6.                    

2012

Борисова У.С.

О проблемах этноязыковой ситуации в Республике Саха (Якутия)

Европейский журнал социальных наук (European Social Science Jornal). 2012. №3 (19). С. 315-322.

ВАК, РИНЦ

7.                    

2013

Борисова У.С.

Об опыте прогнозного исследования развития Республики Саха: мнение экспертов

Теория и практика общественного развития - 2013. №6. С.39-44

ВАК, РИНЦ

8.                    

2013

Борисова У.С.

Анализ воспроизвоства коренных народов Республик  Саха (Якутия)

Современные исследования социальных проблем. Эл. журнал. 2013. №6 http://sisp.nkras.ru

ВАК, РИНЦ

9.                    

2013

Борисова У.С.

Демографические и семейные установки молодежи саха

Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5.

С. 45-52.

ВАК, РИНЦ

10.                

2013

Борисова У.С.

Обобщенный прогноз процессов сохранения языков и культуры кореных народов Якутии в период да 2050 г.

Глобальный научный потенциал. №7, 2013. С.7-10

ВАК, РИНЦ

11.                

2010

Местникова А.Е.

Языки коренных малочисленных народов Севера в зеркале переписей населения

Известия Уральск. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. №5 (84). С. 226–230.

ВАК, РИНЦ

12.                

2010

Местникова А.Е.

Ориентации студенческой молодежи Якутии на полилингвистическое образование

Вестник Пятигорск. гос. лингв. ун-та. 2010. № 3.

С. 410–412.

ВАК, РИНЦ

13.                

2015

Местникова А.Е.

Этнолингвистическое образование коренных народов: историко-правовые аспекты языковой политики Российской Федерации XX-XXI вв.

Фундаментальные исследования, №2 (9). 2015. С. 2028-2032

ВАК, РИНЦ

14.                

2012

Попова Л.Н., Михайлова А.В., Попова С.А.

Корпоративный имидж как инструмент эффективности организации (на примере ООО «Киэргэ»)

Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 241-245.

ВАК, РИНЦ

15.                

2012

Попова Л.Н., Панина С.В.

Формирование этнокультурного самоопределения личности в образовательной среде.

Социология образования. №8 2012. С.86-95

ВАК, РИНЦ

16.                

2012

Панина С.В., Попова Л.Н., Залуцкая С.Ю.

Социально-культурная миссия вуза: формирование и сохранение национальной элиты.

Европейский журнал социальных наук. 2012. №7(23). С.66-73

ВАК, РИНЦ

17.                

2012

Попова Л.Н.

Семья как носитель традиций и инноваций: опыт социологического исследования в Якутии. 

Современные исследования социальных проблем. Эл. журнал. 2012. №11(19). С. 19. http://sisp.nkras.ru

ВАК, РИНЦ

18.                

2013

Попова Л.Н.

К вопросу о будущем национальной культуры (опыт Форсайт-исследования в Республике Саха (Якутия))

Вестник экономики, права и социологии №3. 2013. С. 228-231

ВАК, РИНЦ

19.                

2013

Попова Л.Н.

Анализ процессов воспроизводства традиционных видов культурной деятельности (опыт социологического исследования)"

Европейский журнал социальных наук №8(35) том 1. 2013. С. 38-44

ВАК, РИНЦ

20.                

2013

Борисова У.С., Попова Л.Н., Ефимов В.С.

Критические ситуации будущего Республики Саха (Якутия): результаты Делфи-опроса

Экономические и гуманитарные науки №9 (260). Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет — УНПК"., 2013. С. 40-50

ВАК, РИНЦ

21.                

2013

Борисова У.С., Попова Л.Н., Ефимов В.С.

Критические ситуации будущего Республики Саха (Якутия): результаты Делфи-опроса

Экономические и гуманитарные науки №9 (260). Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет — УНПК"., 2013. С. 40-51

ВАК, РИНЦ

22.                

2011

Винокурова У.А.

Федеральные государственные образовательные стандарты и этнокультурное образование

Наука и образование. – 2011. - № 2. - С. 38-41

ВАК, РИНЦ

23.                

2011

Винокурова У.А.

Постсоветский сибиряк: трансофрмация ценностей

Вестник Санкт-Петербургского университета. –2011. - Вып. 2. – С.25-35

ВАК, РИНЦ

24.                

2012

Винокурова У.А.

Этнопедагогический механизм формирования универсальных учебных действий обучаемых

European social science Journal. Европейский эурнал социальных наук 2012.№2 (18). С. 38-47

ВАК, РИНЦ

25.                

2012

Винокурова У.А.

Этносоциализация личности обучающихся посредством образовательной технологии

/Преподаватель: 21 век. -№3. – 2012. С.100-103

ВАК, РИНЦ

26.                

2013

Винокурова У.А.

Семенова А.Д.

Модель педагога-выпускника СВФУ в условиях внедрения ФГОС

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 4. С. 95-99.

ВАК, РИНЦ

27.                

2013

Винокурова У.А.

Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: педагогический аспект

Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 330.

ВАК, РИНЦ

28.                

2014

Винокурова У.А., Ламбаева И.А.

Модернизационные ценности как критерии поколения

Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203.

С. 96-100.

ВАК, РИНЦ

29.                

2014

Vinokurova U.A.

Еnergy-informational processes in the arctic person

Anthropology & Archeology of Eurasia. 2014. Т. 52. № 4. С. 76-97.

SCOPUS, ВАК, РИНЦ

30.                

2014

Винокурова У.А., Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С.

Диалог мировых образовательных систем Тихоокеанского и Арктического регионов

История и педагогика естествознания. 2014. № 3. С. 36-41.

 

ВАК, РИНЦ

31.                

2015

Винокурова У.А.

Коренные народы Сибири: могут ли они ответить на вызовы xxi века?

Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 106-117.

ВАК, РИНЦ

32.                

2012

Жегусов Ю.И.

Молодежь и антиалкогольная политика

Теория и практика общественного развития., № 5, 2012. С. 70-74

ВАК, РИНЦ

33.                

2012

Жегусов Ю.И.

Аниалкогольная политика в Якутии: за и против

Теория и практика общественного развития., № 12, 2012. С. 102-106

ВАК, РИНЦ

 

5.      Повышение квалификации:

Борисова У.С.:

8-25 декабря 2010г. – СВФУ им. М.К. Аммосова, программа «Организационные основы системы высшего образования: проектирование основной образовательной программы на основе ФГОС» в объеме 72 часов.

09-23 декабря 2010г. - Китайская Народная Республика, стажировка по теме «Подготовка специалистов в области экономики и менеджмента: опыт ВУЗов Китая».

15-30 августа 2011. - Социалистическая Республика Вьетнам, стажировка по теме "Изучение опыта комплексных исследований многоукладности этнокультурных образов жизни в странах Юго-Восточной Азии (на примере Вьетнама)"

20-21 мая 2013г. - семинар по ресурсам Thomson Reuters для научных специальностей, Якутск, на базе СВФУ;

19- 24 февраля 2013г. - семинар по обмену опытом по практике проведения полевых исследований с привлечением студентов и магистрантов по направлению подготовки 040100 "Социология", организуемой научно-учебной лабораторией "Социология образования и науки". Санкт-Петербург, ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филиал в Санкт-Петербурге.

9-11 декабря 2013г. - Дебаты «Social responsibility of intelligentsia: between „the state” and “the people”, Институт междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета (Польская Республика, Варшава).

            Попова Л.Н.:

Финансы и кредит: летняя экономическая школа: Государственное и муниципальное управление: местное и региональное развитие. Якутск, 2010 г.

Подготовка специалистов в области экономики и менеджмента: опыт ВУЗов Китая. КНР, 2010 г.

Изучение опыта комплексных исследований многоукладности этнокультурных образов жизни в странах Юго-Восточной Азии. Вьетнам, 2011 г.

Подготовка экспертов по проверке выполнения работ ЕГЭ по обществознанию. Якутск, 2012 г.

Технологии профессионально-ориентированного образования. Якутск, 2013 г.

Семинар по ресурсам Thomson Reuters для научных специальностей, Якутск, 2013 г.

Местникова А.Е.:

Под научным руководством д.соц.н. У.А. Винокуровой в 2010 г. Местникова А.Е. защитила диссертацию на тему «Социальные основания реализации языковых прав коренных малочисленных народов Севера в системе образования (на примере Республики Саха (Якутия)» на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы в Диссертационном совете Д 212.022.01 при Бурятском государственном университете.

Местникова А.Е. в 2014 году выиграла грант на научную стажировку в Варшавском университете на факультете Artes Liberales по программе Erasmus Mundus Action 2 Aurora – Towards Modern and Innovative Higher Education (10 800 €).

Жегусов Ю.И.:

Под научным руководством д.соц.н. У.А. Винокуровой в 2006 г. Жегусов Ю.И. защитил диссертацию на тему «Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи (по материалам Республики Саха (Якутия)» на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы в Диссертационном совете Д 212.022.01 при Бурятском государственном университете.

6.       Применение результатов НИР НПР кафедры в образовательной деятельности

Сотрудники кафедры за последние пять лет издали 16 учебно-методических работ, при этом авторы активно привлекают собственные методические разработки, данные конкретных социологических исследований и статистического анализа, используют региональный компонент.

Винокурова У.А., Местникова А.Е. являются соавторами 2 учебно-методических пособий с грифом УМО МОиН РФ, используемых в учебном процессе

1.                      Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-методическое пособие / В.Г. Зарубин (науч. ред.) – Выпуск второй  –  Ростов н/Д: Легион; СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 500 с.: цв. ил. – раздел «Социология кросс-культурных отношений»;

2.                      Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования: учебно-методическое пособие / В.Г.Зарубин (науч. ред.) – Выпуск третий – Ростов н/Д : Легион -М; СПб : РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 512 с.: цв. ил.-  раздел «Этническая социология: культурологический, социолингвистический аспекты»;

Борисова У.С. является соавтором 2 учебных пособий:

  1. «Региональные модели системы непрерывного профессионального образования РС (Я): Учебное пособие»/ Игнатьев В.П. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. 111с.
  2. «Девиантное поведение: подходы и профилактика»:  Учебное пособие /Анисимова С.Г. Якутск: Изд-во Института развития образования МО. 2002. 98с.

 

Преподавателями активно разрабатываются и методические пособия и указания по отдельным предметам, что очень важно для эффективной организации самостоятельной работы студентов.

  1. Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов

Научно-исследовательская работа студентов кафедры регламентируется Положением о студенческом научном обществе (СНО) ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», созданном с целью развития научно-исследовательской деятельности среди студентов, оказания помощи и предоставления условий для активизации научного процесса. В соответствии с планами научно-исследовательской деятельности института, кафедра принимает участие в организации и проведении научных конференций, семинаров, мероприятий, таких как конкурс социальных проектов по молодежному движению (2014), конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа» и др.

17 февраля 2012 года на базе ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» проведена научно-практическая конференция «Современные проблемы физической культуры и спорта».

В рамках конференции был проведен Круглый стол «Волонтерское движение на ХIХ играх Манчаары в 2013 году» и защита проектов «Моя инициатива» по волонтерской деятельности:

·        Семен Кондратьев, Айыына Тимофеева — проект «Центр подготовки волонтеров в Чурапчинском районе»;

·        Дайаана Васильева — проект «Разработка брендовых эскизов (макетов) сувенирной продукции “Манчаары 2013”»;

·        Мария Аммосова, Надежда Изюмская — проект «Создание перемещающегося киоска услуг во время XIX игр Манчаары»

·        Сахая Наумова, Сайыына Саввина — проект «Заречное кольцо Якутии»;

·        Айталина Кычкина, Инга Саввинова — проект «Создание информационных справочников www.Churapcha.ru к XIX Играм Манчаары»;

·        Любовь Уарова — проект «Горизонт развития молодежи Call-центр»;

·        Егор Матвеев — «Привлечение молодежи Чурапчинского улуса к волонтерской деятельности».

Наши студенты в 2013 году представляли ЧГИФКиС на первом межрегиональном молодежном форуме «Студенческий марафон» в г. Владивосток, организованном при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодёжи, Дальневосточного федерального университета, Департамента по делам молодежи Приморского края. Студенческая команда, в составе которой была Надежда Изюмская, заняла второе место в интеллектуальной игре «Ворошиловский стрелок», и получила приглашение на Всероссийский интеллектуальный конкурс в 2014 г. Также в рамках Форума студенты участвовали в работе Круглого стола «Технологии работы с молодежью на базе российских университетов»

В сентябре 2013 г. студентка 3 курса ОРСМ Дайана Васильева успешно приняла участие в конференции-семинаре в г. Севастополь, выступив с докладом «Значение стихотворения А.Е. Кулаковского «Арыгы» в формировании трезвости человека и семьи» и была приглашена на XXI международную конференцию по собриологии, профилактике, социальной педагогике и алкологии.

В октябре 2013 г. студенты приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Инновационный потенциал молодежи: патриотическое сознание и практика гражданского участия» в г. Екатеринбург.

          В 2014 г. Во внутривузовской научно-практической конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта» в секции «Формирование культуры добровольчества в молодежной среде через технологии патриотического воспитания и гражданского образования» приняли участие:

·         Кадровое планирование в ООО «М-Видео» - Федотова Наталья, 2 курс ОРсМ;

·         Проблемы отбора персонала в образовательном учреждении- Чукорова Сахаяна, 2 курс ОРсМ;

·         Деловая карьера в ООО «Сырдахское» - Кудрина Ульяна, 2 курс ОРсМ;

·         Маркетинг деятельности в администрации Амгинского района МО «Алтанский наслег» - Неустроева Любовь, 2 курс ОРсМ;

·         Проблемы безработицы в молодежной среде – Изюмская Надежда, 4 курс ОРсМ;

·         Создание волонтерского центра на базе ЧГИФКиС – Тимофеева Айыына, 4 курс ОРсМ;

·         Исследование проблем молодой семьи - Кычкина Айталина, 4 курс ОРсМ;

·         Проект «Доброе сердце» - Ануфриева Екатерина, Томская Ольга,1 курс ОРсМ;

·          Поддержка программы ЗОЖ – Сивцева Виктория, Михайлова Евдокия, 1 курс ОРсМ;

·          Проект «Санаа кууьэ» - Решетников Гаврил, Трофимова Сааскылаана, Николаева Анастасия, Федорова Альбина, 1 курс ОРсМ;

·         Организация досуга и оздоровление молодежи – Алексеева Марина, Неустроева Вероника, 1 курс ОРсМ.

          По итогам данной конференции  работы студентов были рекомендованы на участие научно-практической конференции, проведенной в рамках V форума молодежи Чурапчинского улуса, посвященный к 10-летию создания филиала ГБУ «Центра социально-психологической помощи молодежи РС(Я)» МО «Чурапчинский район», в котором наши студенты успешно выступили и заняли призовые места.

         В 2014 г. В республиканской студенческой научно-практической конференции «Социальная работа: реалии и перспективы» стали дипломантами за лучшую стедовую работу проект «Доброе сердце» Онуфриева Екатерина, Томская Ольга.

         В 2014 г. работы студентов опубликованы в электронном журнале «Экономика и социум» №1(10)2014 размещаемом в РИНЦ с постатейной разметкой: Гоголев Алексей, Федотова Наталья, Румянцева Мария, Чукорова Сахая, Миронов Андрей, Неустроева Любовь.

В 2015 г. в международном workshop «Аргуновские чтения», приуроченном к 70-летию Победы СССР  в Великой Отечественной войне (соорганизация совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, кафедрой антропологии Университетов г. Абердин (Великобритания), Арктическим государственным институтом культуры и искусств, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Таттинским улусом Республики Саха (Якутия) наши студенты приняли активное участие.

В период получения высшего профессионального образования студентам необходимо получить опыт научно-практической работы, осмыслить значимость освоения прикладных и фундаментальных знаний, целенаправленно и мотивированно работать с научной информацией. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях.

С 2015 года на базе кафедры начал свою работу Научный студенческий кружок «Методы социологических исследований в организации работы с молодежью» под руководством доцента кафедры ОРсМ, к.соц. н. А.Е. Местниковой. По результатам проведенных социологических исследований планируются публикации в научном журнале "Международный студенческий научный вестник», с включением в БД РИНЦ, участие с докладами в студенческих научно-практических конференциях. Достигнута договоренность с Социологической лабораторией Финансово-экономического института СВФУ им. М.К. Аммосова о содействии при составлении баз данных по программе SPSS и проведении мастер-классов по обработке первичной социологической информации. Экспериментальной базой для студентов кафедры является «Аа5ар бала5ан» здание духовно-просветительского национального центра Новрогодовского округа с. Чурапча.

 У студентов кафедры уже есть опыт участия в масштабном социологическом исследовании на этапе полевого сбора первичной социологической информации. В декабре 2012 года студенты 3 курса кафедры ОРМ стали участниками социологического исследования «Культура села», приуроченного к подготовке к предстоящему в 2013 году в Республике Саха (Якутия) «Году села», провозглашенного Президентом РС (Я) Е. А. Борисовым. Целью данного исследования было определение отношения сельских жителей  к социокультурным процессам в Якутии.

Всего в исследовании приняли участие 473 человека. Из них 190 опрошенных жители Чурапчинского улуса (МО «Болугурский наслег», МО «Ожулунский наслег» и МО «Диринский наслег»), 283 опрошенных -  из Мегино-Кангаласского улуса. Исследование проведено среди жителей сел, имеющих численность более 1000 чел. по данным переписи 2010 г., по анкете «Культура села» (прилагается) интервью с экспертами, фокус-группы с активистами культурной деятельности, изучены статистические данные, материалы СМИ.

Руководителем исследовательской группы была доктор социологических наук, профессор Ульяна Алексеевна Винокурова, одним из исполнителей – доцент кафедры А.Е. Местникова.

Для студентов ОРМ участие в подобном социологическом исследование на этапе полевого сбора первичной социологической информации стало неоценимым опытом применения полученных теоретических знаний по общей социологии, методике проведения социологических исследований, который несомненно будет необходим и не раз использован будущими молодыми специалистами в своей профессиональной деятельности — в работе с молодежью.


Бурнашева Дария Васильевна является докторантом Варшавского университета по программе студенческого обмена Эрасмус Мундус первый научный руководитель руководитель Винокурова У.А., доктор социологических наук, второй руководитель Явловский Альберт доктор социологии института прикладных социологических исследований Варшавского университета. В 2015 году защитила магистерскую диссертацию по теме «Особенности арктической региональной идентичности». Результаты исследования апробированы и внедрены. Материалы исследования обсуждались в форме докладов и публикаций на конференциях:

1.                   XXI Международной  научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в МГУ им. М.В. Ломоносова (7-11 апреля 2014 г.);

2.                   Международном семинаре научно-исследовательской группы «Searching Identity: Local Traditions, Global Challenges» в  Варшавском университете (Польша) (16-18 июня 2014 г.);

3.                   Международной научно-практической конференции «Адаптация общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации» в СВФУ им. М.К. Аммосова (25-26 ноября 2014 г.);

4.                   Международной конференции «Academia in Public Discourse Poland-Russia» в  Варшавском университете (Польша) (8-10 декабря 2014 г.);

5.                   I Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы освоения Арктической зоны Северо-Востока России» в филиале СВФУ в г. Анадырь (15-16 апреля 2015 г.);

6.                   Международном семинаре студентов, аспирантов и молодых ученых «Аргуновские чтения» (17 апреля 2015 г.). 

Основное содержание магистерской диссертации отражено в следующих публикациях:

1.      «Арктическая региональная идентичность» // Актуальные проблемы современной психологии, социологии и педагогики. Материалы первой Международной научно-практической конференции 5-7 декабря 2013 г. Том 2: Донецк, 2013. 

2.      «Формирование арктической региональной идентичности» // Материалы Международной научно-практической конференции 2013 г. Часть 8: Тамбов, 2013.

3.      «Об арктической региональной идентичности» // Материалы международного молодежного научного форума (CD носитель). 7-11 апреля 2014 г.: Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014.

4.      «Особенности арктической региональной идентичности» // Материалы Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. Часть 5: Тамбов, 2015.

5.      VISUAL REPRESENTATION OF EXTRACTIVE INDUSTRIES IN THE NORTH
В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. Тамбов, 2013. С. 30-31.

6.      ФОРМИРОВАНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 35-38.

7.      ЛЕТО В СИБИРИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ СВФУ
Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (1). С. 69-71.

8.      ОСОБЕННОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 21-22

 

  1. Экспертная деятельность НПР кафедры:

Винокурова У.А.:

Борисова У.С.:

·         Эксперт по Программе «Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основные направления до 2030 года», раздел 5.1. Образование – 2012 г.

·         Эксперт по социальной оценке проекта «Инновационное развитие дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» с привлечением заемных средств по заказу Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк) – 2012 г.

·         Эксперт экспертной комиссии по гуманитарным и социальным наукам Российского совета олимпиад школьников Министерства образования и науки РФ – 2013 г.

 

 

Охлопков В.Е.:

 

9. Участие в научно-исследовательских, образовательных, инновационных проектах в рамках международных фондов и программ

У.А. Винокурова принимала участие в международных научных проектах Варшавского университета, Университета Арктики, Джоржтаунского университета, Центра монгольских исследований Института социальной антропологии им. К. Стросса. Выполнены научные проекты по трансформации региональной идентичности в переходный период России, культурного возрождения народов Якутии, исследованию ценностей циркумполярной цивилизации. Проект «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра», разработанный под руководством У.А. Винокуровой получил поддержку Международного комитета музеев и рекомендован Россией для международного сотрудничества.

Местникова А.Е. в 2014 году выиграла грант на научную стажировку в Варшавском университете на факультете Artes Liberales по программе Erasmus Mundus Action 2 Aurora – Towards Modern and Innovative Higher Education (10 800 €).  Принимала участие в социологическом исследовании межкультурной адаптации в рамках проекта University-in-Differаnce – Studium of Intercivilizational Deconstruction – Committee of the Faculty of “Artes Liberales” at the University of Warsaw (ноябрь-февраль 2014 г.)

 

10    Награды и поощрения в научно-исследовательской деятельности

За активное участие в научно-исследовательской работе сотрудники кафедры награждались различными премиями, наградами, дипломами, грамотами, в том числе:

·                    Винокурова У.А. награждена нагрудным знаком Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) «За вклад в развитие семейной политики» (2010), Знаком «За вклад в развитие международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей РС(Я)» (2010), памятным знаком Министерства охраны природы РС(Я) (2001), Грамотой Президента РС(Я) (2010); отличник образования Республики Саха (Якутия) (2015).

·                    Борисова У.С. за значительный вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки, за особые заслуги социально-экономического и культурного развития РС(Я) награжена  Почетной Грамотой постоянного комитета (комиссии) Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) (2010); Благодарность ректора Института управления при Президенте РС(Я) за добросовестный труд и личный вклад в дело подготовки квалифицированных управленческих кадров в области государственного и муниципального управления РС(Я) (2013)

·                    Местникова А.Е. за вклад в развитие науки в Республике Саха (Якутия), за достигнутые успехи в научной деятельности награждена Почетной грамотой Государственного комитета по инновационной политике и науке Республики Саха (Якутия) (2012); Благодарственное письмо Российского общества социологов за участие в сборе первичных социологических данных Всероссийского социологического исследования «XIV Зимняя Олимпиада и XI Параолимпиада глазами россиян, Сочи-2014» (2014); присвоено ученое звание профессора Российской Академии Естествознания (Диплом № 7877, решение Президиума РАЕ от 19.12.2014 г.) (2014);  Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» (удостоверение №02104, Решение Президиума РАЕ от 10.02.2015 г., протокол №498) (2015).

·                    Попова Л.Н. награждена нагрудный знак «Отличник образования Республики Саха (Якутия) (2010); Благодарность руководителя Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) (2010).