II всероссийская научная конференция

II всероссийская научная конференция

ОТЧЕТ

о проведении II всероссийской научной конференции

«Физическая культура, спорт, наука и образование»

30 марта 2018 года в соответствии с Планом научных конгрессов и конференций Министерства спорта Российской Федерации в 2018 году  ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» провела II всероссийскую научную конференцию «Физическая культура, спорт, наука и образование», которая стала традиционным. В конференции обсуждались актуальные вопросы развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия). Конференция  проходила в городе Якутске, на базе ЯНЦ СО РАН.

Организатором мероприятия выступил ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».

В работе конференции приняли очное участие 156 человек, среди которых: были ведущие ученые нашей республики, и уважаемые гости Добровольский Сергей Славич - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ДВГАФК г. Хабаровск. Пьянзин Андрей Иванович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Чувашия.

Кроме этого присутствовали тренера РЦСП, профессорско-преподавательский состав, магистранты и студенты  ФГБОУ ВО ЧГИФКиС, ЯПК им. С.Ф. Гоголева, ГБОУ РС (Я) РСС УОР им. Р.М. Дмитриева, ИФКиС СВФУ им. М.К. Аммосова, представители из и ГБУ РС (Я) УДЮСиПСР, УФКиМС, ЦТ ГТО, ГБОУ РС (Я) РЦАФК, представители и тренеры ДЮСШ г. Якутска, Чурапчинского, Усть-Алданского, Кобяйского, Мегиного-Хангаласского улусов, а также учителя физической культуры   школы № 13 и 20 г. Якутска.

По итогам работы сформирован сборник научных трудов, куда вошли 163 научных статьи авторов из 19 регионов Российской Федерации и 3 стран зарубежья (Белоруссия, Казахстан, Украина).

Работа конференции проходила в форме пленарного заседания, в котором было заслушано 21 выступлений крупных ученых, руководителей и специалистов отрасли физической культуры и спорта из Хабаровска, Чебоксары, Республики Саха (Якутия).

Со словами приветствия к участникам мероприятия выступили: Чердонов С.С. – I заместитель министра спорта Республики Саха (Якутия); Пахомов Александр Алексеевич – доктор экономических наук, заместитель председателя по научной работе ЯНЦ СО РАН; Габышев Михаил Семенович – директор центра развития физической культуры и спорта детей и молодежи Республики Саха (Якутия), народный депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); Романова Анна Николаевна – доктор медицинских наук, исполняющий обязанности директора Якутского научного центра комплексных медицинских проблем. 

С докладами выступили:

- Ким-Кимэн Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, президент Ассоциации "Сахаада-спорт", председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия); Готовцев Иннокентий Иннокентьевич – кандидат педагогических наук, доцент, ректор Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта; Добровольский Сергей Славич – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Дальневосточной государственной академии физической культуры, г. Хабаровск; Пьянзин Андрей Иванович - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары; Степанов Константин Максимович - доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заместитель директора по научной работе Якутского научного центра комплексных медицинских проблем; Гаврильева Кристина Семеновна, заведующая отделением физиотерапии и реабилитации спортсменов центра спортивной медицины и реабилитации школы высшего спортивного мастерства, кандидат медицинских наук, научный сотрудник КНГ; Охлопков Василий Егорович – доктор социологических наук, профессор кафедры «Организация работы с молодежью» Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта; Гуляева Светлана Степановна - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта; Апросимов Василий Анатольевич, заведующий отделом психофизиологии центра спортивной медицины и реабилитации школы высшего спортивного мастерства, научный сотрудник КНГ; Лыткин Матвей Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Управления Республики Саха (Якутия) по государственному регулированию алкогольного рынка, лидер общественного движения «Трезвая Якутия»;Никифоров Никита Васильевич,  кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора на научной работе института физической культуры Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; Собакин Петр Иванович – декан факультета физической культуры, спорта и оздоровительных технологий Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, аспирант Дальневосточной государственной академии физической культуры; Логинов Вячеслав Николаевич, старший преподаватель кафедры спортивной подготовки и национальных видов спорта Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, аспирант Дальневосточной государственной академии физической культуры; Кудрин Егор Петрович - кандидат педагогических наук, доцент института физической культуры Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; Баишева Диана Александровна – начальник производственно-технологической лаборатории Республиканского центра национальных видов спорта им. В. Манчаары, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна; Черкашин Александр Викторович –руководитель центра ВФСК «ГТО», старший преподаватель кафедры физического воспитания института физической культуры и спорта Северо-восточного федеральный университет им. М.К. Аммосова; Сивцев Николай Николаевич- старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, соискатель Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Доклады были посвящены актуальным вопросам совершенствования системы физической культуры и спорта в регионе. Обсуждены вопросы, связанные с инновационными технологиями подготовки юных спортсменов в видах спорта; проблемы медико-биологического и психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности на разных этапах спортивной специализации; использования продуктов из натурального сырья в восстановлении спортсменов.

Особое внимание было уделено различным аспектам подготовки спортсменов в национальных видах спорта. Представлены содержательные выступления по организационным и нормативно-правовым основам продвижения мас-рестлинга на всероссийском и международном уровнях»; вопросам моделирования специальной скоростно-силовой подготовленности в якутских национальных прыжках; изучению кинезиологических особенностей технико-тактических действий в национальной борьбе «Хапсагай»; влияния физической и технической подготовленности на раскладку прыжков «Куобах» у спортсменов, занимающихся якутскими прыжками; технологии совершенствования двигательных действий в мас-рестлинге; разработке дифференцированных критериев оценки технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мас-рестлинге и т.д.

Актуализированы проблемы формирования навыков здорового образа жизни среди населения; продвижения ВФСК «ГТО» в Республике Саха (Якутия); необходимости системного подхода к оптимизации физического состояния населения северного региона через физкультурно-спортивную деятельность,  профориентационной деятельности в отрасли физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия). Подчёркнута значимостьроль МСИ «Дети Азии» в развитии международного олимпийского движения».

В результате работы конференции участниками отмечена значимость проведения подобного рода научных форумов и предложено провести III всероссийскую научную конференцию «Физическая культура, спорт, наука и образование» в 2019 году.

По итогам работы участники конференции отметили необходимость:

1) по пропаганде и популяризации физической культуры, спорта и ценностей здорового образа жизни:

- провести социологическое исследование, которое позволит учесть интересы и потребности различных групп населения для построения оптимальной модели пропагандисткой работы;

- расставить акценты в общереспубликанской программе для пропаганды физической культуры и спорта, чтобы в дальнейшем добиться эффективного воздействия средств массовой информации на целевую аудиторию;

- разработать краткосрочный и долгосрочный планы внедрения комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций (информация и реклама в СМИ, на наружных рекламоносителях, публичные лекции в школах и вузах, пресс-конференции, выступления на спортивно- массовых  и иных мероприятиях и т.д.);

- сформировать систему критериев и показателей оценки результативности, которая обеспечит возможность оперативного анализа мер по пропаганде, прогнозированию изменения ситуации и выявлению актуальных задач на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

- организовать выпуск методических материалов и пособий, использовать средства наглядной пропаганды, издавая настенные плакаты и наглядные пособия с набором упражнений, пригодных к выполнению на рабочем месте без отрыва от производства а также проведение других мероприятий, направленных на распространение передового опыта в области физической культуры и спорта.

2) по совершенствованию системы мероприятий по массовой физической культуре:

- расширить диапозон предоставляемых для населения физультурно-оздоровительных услуг по месту жительства;

- организациям и специалистам, курирующим деятельность физкультурно-спортивных клубов, вести работу по государственной регистрации своих объединений;

- обратить внимание на проблему нехватки специалистов по массовой физкультурно-спортивной и оздоровительной работе с населением, исходя из этого администрациям муниципальных образований Республики Саха (Якутия) предусмотреть штатные единицы специалистов;

- исходя из результатов научных исследований о специфическом влиянии холодного климата на организм жителей северного региона, продолжительности холодного периода в году, нехватки соответствующей спортивной инфраструктуры, выстроить систему мероприятий по более широкому и грамотному вовлечению населения Республики Саха (Якутия) к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- определить наиболее приемлемые виды физических упражнений и научно обосновать технологии организации занятий на открытом воздухе, с акцентом на оптимизацию дыхательной и сердечнососудистой системы,  в том числе и практику закаливания организма;

- шире внедрять в процесс физкультурно-спортивных и оздоровительных занятий современные методики оценки физического состояния занимающегося и с учетом технических возможностей информационных технологий, в том числе компакных портативных средств самоконтроля;

- развивать спортивное волонтерское движение в Республике Саха (Якутия);

- продолжить целенаправленную и плановую работы по активному вовлечению разновозрастного населения региона во всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

3) по совершенствованию системы спортивной подготовки:

- необходимо детально анализировать рабочие программы спортивной подготовки, доказывающие эффективность системы подготовки спортивного резерва;

- уделять особое внимание подготовке юных спортсменов к официальным стартам, что предполагает целенаправленное планирование и анализ тренировочного процесса со стороны тренеров-преподавателей;

- системно проводить мониторинг физического состояния спортсменов в условиях специализированных детско-юношеских спортивных школ;

- активно применять в практике учебно-тренировочных сборов и, в целом всей спортивной деятельности, системные и комплексные меры психологической и медико-биологической профилактики и реабилитации;

 - вести поиск оптимального соотношения такого комплекса свойств и качеств личности спортсмена, которые позволяют прогнозировать достижение спортивного успеха с учетом современных тенденций в спорте;

- шире внедрять психологические знания в практику тренировочной и соревновательной деятельности;

- вести целенаправленную работу по разработке и внедрению в практику новых изобретений, оборудования и инвентаря, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в спорте.

4) по совершенствованию системы физкультурного образования:

- ввести в ФЗ «Об образовании» статью «Статус профессиональной образовательной организации Арктики и Дальневосточного федерального округа»,

- ввести показатель деятельности вуза и СПО как промоутера регионального развития (участие в разработке и реализации программ регионального развития, количество студентов по образовательным программам на 1000 человек населения в данного регионе, привлечения, удержания и повышения квалификации научно-педагогических работников, ведущих научно-образовательную деятельность по проблемам Арктики и ДФО  и т.д.);

- ввести показатель уникальности и узкопрофильности образовательных программ, что должно отразиться на уменьшении нормы численности студентов в расчете на 1 профессорско-преподавательского состава до 4 студентов на 1 ППС;

- вести показатель доли представителей коренных и малочисленных народов Севера в контингенте образовательной организации;

- пересмотреть методики расчета ФОТ научно-педагогических работников, предусматривая бюджетную компенсацию в соответствии с уровнем среднемесячной заработной платы по региону;

- средняя стоимость обучения студента в профессиональной образовательной организации Арктики и ДФО должна быть субсидирована ее учредителем, исходя из стоимости издержек на поддержание инфраструктуры в условиях Арктики и ДФО;

- ввести изменения в Бюджетный Кодекс в части поддержки профессиональных образовательных организаций Арктики и ДФО всеми уровнями федерального, региональных и муниципальных бюджетов в соответствии с их полномочиями по реализации образовательных прав, выравнивания среднего регионального уровня заработной платы, выполнения государственного, муниципального и социального заказов по подготовке специалистов, участия в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ развития;

 - принять во внимание опыт функционирования системы непрерывного физкультурного образования: центр развития ребенка – детско-юношеская спортивная школа - училище олимпийского резерва -  вуз спортивно-педагогического профиля;

- для успешного формирования профессиональной этики будущих педагогов по физической культуре необходима интеграция образовательного и профессионально-производственного пространств, т.е. в сферу взаимодействия субъектов (педагогов, студентов и среды, взаимоотношений между ними) необходимо включить требования, нормы и правила корпоративной этики, предъявляемые работодателем;

- актуализировать проблему теоретической подготовки учащихся на уроках физической культуры, как способа эффективного решения образовательных задач занятий.

5) по совершенствованию системы адаптивной физической культуры и спорта инвалидов:

- в образовательных учреждениях акцентировать внимание на организацию  физического воспитания обучающихся, отне­сенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ);

- создавать условия для дальнейшего развития спорта инвалидов;

- обратить внимание на кадровое обеспечение квалифицированными специалистами отрасли адаптивной физической культуры и спорта в соответствии с современными социальными требованиями;

- инклюзивное физкультурное образование реализовывать с учетом психофизических особенностей обучающихся, а также их социального и двигательного опыта на основе диагностики свойств и качеств личности;

- в практике работы со спортсменами, а также членами групп здоровья, ЛФК использовать музыкотерапию как средства обладающего  диагностическим и воздейственным, коррекционным и развивающим потенциалами.

6) по повышению профессионального уровня педагогов физической культуры и спорта:

- пересмотреть содержание, объем, структуру образовательных программ, требований к разработке модулей и инновационных технологий обучения в практике спортивной подготовки;

- разрабатывать дополнительные профессиональные программы на основе профессиональных стандартов и федеральных стандартов спортивной подготовки;

- продолжить работу по обеспечению соответствующими компетенциями организаторов и судей, об ВФСК «Готов к труду и обороне»;

- инстиутам повышения квалификации региона разработать и реализовать программы курсов дополнительного  профессионального образования, направленных на обеспечение соответствующими компетенциями специалистов в вопросах организации клубной физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с населением по месту жительства, с учетом климатогеографических и социальных условий среды проживания.