Сведения об институте СВЕДЕНИЯ
ОБ ИНСТИТУТЕ
Личный кабинет ЛИЧНЫЙ
КАБИНЕТ

Отчет о проведении I всероссийской научной конференции с международным участием: «Физическая культура, спорт, наука и образование»

Отчет о проведении <I всероссийской научной конференции с международным участием: «Физическая культура, спорт, наука и образование»

29 марта 2017 года в соответствии с Планом научных конгрессов и конференций Министерства спорта Российской Федерации в 2017 году  ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» провела I всероссийскую научную конференцию с международным участием «Физическая культура, спорт, наука и образование», которая последующем станет традиционным.
В работе конференции приняли очное участие 179 человек, среди которых: были ведущие ученые нашей республики, и уважаемые гости Добровольский Сергей Славич - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ДВГАФК г. Хабаровск. Пьянзин Андрей Иванович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Чувашия. Чесноков Николай Николаевич – доктор педагогических наук, профессор, советник Федерального центра подготовки спортивного резерва, г. Москва и Чердонов Семен Сергеевич – заместитель министра спорта Республики Саха (Якутия). Кроме этого присутствовали тренера РЦСП, профессорско-преподавательский состав нашего института, студенты 1, 2, 3, 4 курсов очного обучения и 4 курсы заочной формы обучения, представители из ЧРССШИОР им. Д.П. Коркина, представители из МДОУ д/с «Кэскил» с. Чурапча, представители музея Д.П. Коркина,  и ГБУ РС (Я) УДЮСиПСР - 1
Заочное участие приняли 294 человек, – среди которых 17 докторов наук и около 70 кандидатов наук, учителей физической культуры, специалистов дошкольного образования, заслуженных тренеров, отличников физической культуры и образования, магистрантов и аспирантов из 23 регионов РФ и 4 стран зарубежья: Казахстан, Узбекистан, Беларусь и Украина
К началу конференции выпущен сборник научных трудов участников конференции, состоящий из 212 научных статей.
Работа конференции проходила в форме пленарного заседания, в котором было прослушано 18 докладов, это выступления заместителя министра спорта РС (Я), руководителей подведомственных Министерству спорта учреждений и вузов спортивно-педагогического профиля, ведущих ученых из Москвы, Хабаровска, Чебоксары, Республики Саха (Якутия).
развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия); совершенствованию системы подготовки спортивного резерва, реализации программ спортивной подготовки; современным подходам в медико-биологическом, психолого-педагогическом и научно-методическом сопровождении спортсменов на различных этапах спортивной специализации; рассматривались результаты научных исследований в таких видах спорта как мас-рестлинг, легкая атлетика, вольная борьба, стрельба из лука; представлены данные мониторинговых исследований юных спортсменов - воспитанников детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва; инновационные многофункциональные тренажеры, предназначенные для использования в силовых видах спорта. Много вопросов было задано молодым ученым, магистрантам и аспирантам. Некоторым из них давали советы по дальнейшей реализации исследуемой проблемы.
В результате работы конференции участниками отмечена значимость проведения подобного рода научных форумов, направленных на актуализацию значимости физической культуры и спорта как социального феномена, поиску новых идей и подходов совершенствования системы детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, физкультурного образования в регионе. Предложено провести II всероссийскую научную конференцию «Физическая культура, спорт, наука и образование» в 2018 году.
По итогам работы участники конференции выработали следующие предложения:
1) по пропаганде и популяризации физической культуры, спорта и ценностей здорового образа жизни:
- провести социологическое исследование, которое позволит учесть интересы и потребности различных групп населения для построения оптимальной модели пропагандисткой работы;
- расставить акценты в общереспубликанской программе для пропаганды физической культуры и спорта, чтобы в дальнейшем добиться эффективного воздействия средств массовой информации на целевую аудиторию;
- разработать краткосрочный и долгосрочный планы внедрения комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций (информация и реклама в СМИ, на наружных рекламоносителях, публичные лекции в школах и вузах, пресс-конференции, выступления на спортивно- массовых  и иных мероприятиях и т.д.);
- сформировать систему критериев и показателей оценки результативности, которая обеспечит возможность оперативного анализа мер по пропаганде, прогнозированию изменения ситуации и выявлению актуальных задач на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
- организовать выпуск методических материалов и пособий, использовать средства наглядной пропаганды, издавая настенные плакаты и наглядные пособия с набором упражнений, пригодных к выполнению на рабочем месте без отрыва от производства а также проведение других мероприятий, направленных на распространение передового опыта в области физической культуры и спорта.
2) по совершенствованию системы мероприятий по массовой физической культуре:
- расширить диапозон предоставляемых для населения физультурно-оздоровительных услуг по месту жительства;
- организациям и специалистам, курирующим деятельность физкультурно-спортивных клубов, вести работу по государственной регистрации своих объединений;
- обратить внимание на проблему нехватки специалистов по массовой физкультурно-спортивной и оздоровительной работе с населением, исходя из этого администрациям муниципальных образований Республики Саха (Якутия) предусмотреть штатные единицы специалистов;
- исходя из результатов научных исследований о специфическом влиянии холодного климата на организм жителей северного региона, продолжительности холодного периода в году, нехватки соответствующей спортивной инфраструктуры, выстроить систему мероприятий по более широкому и грамотному вовлечению населения Республики Саха (Якутия) к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- определить наиболее приемлемые виды физических упражнений и научно обосновать технологии организации занятий на открытом воздухе, с акцентом на оптимизацию дыхательной и сердечнососудистой системы,  в том числе и практику закаливания организма;
- шире внедрять в процесс физкультурно-спортивных и оздоровительных занятий современные методики оценки физического состояния занимающегося и с учетом технических возможностей информационных технологий, в том числе компакных портативных средств самоконтроля;
- развивать спортивное волонтерское движение в Республике Саха (Якутия);
- продолжить целенаправленную и плановую работы по активному вовлечению разновозрастного населения региона во всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
3) по совершенствованию системы спортивной подготовки:
- необходимо детально анализировать рабочие программы спортивной подготовки, доказывающие эффективность системы подготовки спортивного резерва;
- уделять особое внимание подготовке юных спортсменов к официальным стартам, что предполагает целенаправленное планирование и анализ тренировочного процесса со стороны тренеров-преподавателей;
- системно проводить мониторинг физического состояния спортсменов в условиях специализированных детско-юношеских спортивных школ;
- активно применять в практике учебно-тренировочных сборов и, в целом всей спортивной деятельности, системные и комплексные меры психологической и медико-биологической профилактики и реабилитации;
- вести поиск оптимального соотношения такого комплекса свойств и качеств личности спортсмена, которые позволяют прогнозировать достижение спортивного успеха с учетом современных тенденций в спорте;
- шире внедрять психологические знания в практику тренировочной и соревновательной деятельности;
- вести целенаправленную работу по разработке и внедрению в практику новых изобретений, оборудования и инвентаря, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в спорте.
4) по совершенствованию системы физкультурного образования:
- ввести в ФЗ «Об образовании» статью «Статус профессиональной образовательной организации Арктики и Дальневосточного федерального округа»,
- ввести показатель деятельности вуза и СПО как промоутера регионального развития (участие в разработке и реализации программ регионального развития, количество студентов по образовательным программам на 1000 человек населения в данного регионе, привлечения, удержания и повышения квалификации научно-педагогических работников, ведущих научно-образовательную деятельность по проблемам Арктики и ДФО  и т.д.);
- ввести показатель уникальности и узкопрофильности образовательных программ, что должно отразиться на уменьшении нормы численности студентов в расчете на 1 профессорско-преподавательского состава до 4 студентов на 1 ППС;
- вести показатель доли представителей коренных и малочисленных народов Севера в контингенте образовательной организации;
- пересмотреть методики расчета ФОТ научно-педагогических работников, предусматривая бюджетную компенсацию в соответствии с уровнем среднемесячной заработной платы по региону;
- средняя стоимость обучения студента в профессиональной образовательной организации Арктики и ДФО должна быть субсидирована ее учредителем, исходя из стоимости издержек на поддержание инфраструктуры в условиях Арктики и ДФО;
- ввести изменения в Бюджетный Кодекс в части поддержки профессиональных образовательных организаций Арктики и ДФО всеми уровнями федерального, региональных и муниципальных бюджетов в соответствии с их полномочиями по реализации образовательных прав, выравнивания среднего регионального уровня заработной платы, выполнения государственного, муниципального и социального заказов по подготовке специалистов, участия в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ развития;
- принять во внимание опыт функционирования системы непрерывного физкультурного образования: центр развития ребенка – детско-юношеская спортивная школа - училище олимпийского резерва -  вуз спортивно-педагогического профиля;
- для успешного формирования профессиональной этики будущих педагогов по физической культуре необходима интеграция образовательного и профессионально-производственного пространств, т.е. в сферу взаимодействия субъектов (педагогов, студентов и среды, взаимоотношений между ними) необходимо включить требования, нормы и правила корпоративной этики, предъявляемые работодателем;
- актуализировать проблему теоретической подготовки учащихся на уроках физической культуры, как способа эффективного решения образовательных задач занятий.
5) по совершенствованию системы адаптивной физической культуры и спорта инвалидов:
- в образовательных учреждениях акцентировать внимание на организацию  физического воспитания обучающихся, отне­сенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ);
- создавать условия для дальнейшего развития спорта инвалидов;
- обратить внимание на кадровое обеспечение квалифицированными специалистами отрасли адаптивной физической культуры и спорта в соответствии с современными социальными требованиями;
- инклюзивное физкультурное образование реализовывать с учетом психофизических особенностей обучающихся, а также их социального и двигательного опыта на основе диагностики свойств и качеств личности;
- в практике работы со спортсменами, а также членами групп здоровья, ЛФК использовать музыкотерапию как средства обладающего  диагностическим и воздейственным, коррекционным и развивающим потенциалами.
6) по повышению профессионального уровня педагогов физической культуры и спорта:
- пересмотреть содержание, объем, структуру образовательных программ, требований к разработке модулей и инновационных технологий обучения в практике спортивной подготовки;
- разрабатывать дополнительные профессиональные программы на основе профессиональных стандартов и федеральных стандартов спортивной подготовки;
- продолжить работу по обеспечению соответствующими компетенциями организаторов и судей, об ВФСК «Готов к труду и обороне»;
- инстиутам повышения квалификации региона разработать и реализовать программы курсов дополнительного  профессионального образования, направленных на обеспечение соответствующими компетенциями специалистов в вопросах организации клубной физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с населением по месту жительства, с учетом климатогеографических и социальных условий среды проживания.